За сохранность двигателя от перегрева следит датчик температуры охлаждающей жидкости. Он фиксирует изменения ее температуры и сообщает об этом водителю или блоку управления автомобиля для принятия соответствующих мер.
Что такое датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) и его предназначение?
В основе принципа действия двигателя внутреннего сгорания (ДВС) лежат высокие температуры при сгорании топливной смеси. Чтобы предотвратить перегрев мотора, в автомобиле предусмотрен контур охлаждения с циркулирующей в нем специальной жидкостью. Температурный контроль этого вещества осуществляется датчиком температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ).
ДТОЖ – терморезистор для оценки работы мотора автомобиля с помощью фиксации температурных изменений залитой жидкости охлаждения.
Форма ДТОЖ для всех моделей автомобиля типична, поэтому его трудно спутать с другими деталями. Однако точка установки будет отличаться. Поэтому следует изучить инструкцию производителя, где указывают позицию датчика. Типичные места для установки: головка блока цилиндров или выпускной патрубок, верхний шланг радиатора, корпус термостата.
Для части схем двигателей актуально использование пары датчиков температуры и конструкция предусматривает это. Первый располагается в районе блока цилиндров, замеряя температуру на выходе оттуда, второй же ставится после радиатора. Благодаря этому осуществляется интеллектуальный анализ процессов в моторе и контуре охлаждения. Обычно использование дуэта сенсоров критически важно для мощных или очень дорогих машин, где пара датчиков позволяет посредством ЭБУ реализовывать особые алгоритмы работы мотора.
Процесс работы ДТОЖ может быть организован двумя вариантами:
- при изменениях температуры датчик передает информацию на блок управления, который принимает меры по регулировке работы системы, либо оставляя всё как есть, либо уменьшая параметр, который стал причиной нагрева;
- при изменениях температуры датчик передает информацию водителю, выводя информацию на термометре панели. В этом случае решение о прекращении движения или изменении режима вождения принимает сам водитель.
ДТОЖ, в зависимости от модели машины, выполняет такие функции как:
- контроль температуры;
- влияние на изменение режима работы, при изменении температуры;
- оповещение о необходимости аварийного включения/отключения мотора при резком изменении температуры;
- контроль опережения и запаздывания зажигания;
- подача команды на увеличение доли топлива в смеси, если температура охлаждающей жидкости снижается до критического значения.
Признаки неисправности ДТОЖ и причины их возникновения
Как и любой элемент автомобиля, ДТОЖ подвержен износу, старению и отказу. Основными сигналами поломки датчика, которые проявляются при движении авто, являются:
- трудности при запуске мотора при низких температурах окружающей среды;
- необычные звуки из системы выхлопных газов при пуске двигателя;
- мотор самопроизвольно глохнет при росте температуры охлаждающей жидкости до предельного значения (при этом тип теплоносителя не играет никакой роли);
- неправильная работа охлаждающего вентилятора. Возможны несколько вариантов проявления этой проблемы: элемент системы охлаждения совсем не включается либо только в аварийных режимах, не отключается, когда температура контура охлаждения достигла низких значений, когда датчик ДТОЖ отключается, вентилятор напротив включается;
- перерасход топлива. Состав топливной смеси определяется электронным блоком управления (ЭБУ), который собирает информацию со множества датчиков. Если сведения о температуре неверны, то и количество бензина будет рассчитано не оптимально, из-за чего нагрев двигателя может стать еще больше;
- на приборной панели загорится индикатор Check Engine.
Перечисленные ситуации могут сигнализировать и о других проблемах в двигателе, поэтому для точного определения причины неисправности требуется дополнительная диагностика.
Причинами выхода из строя датчика или отображения им некорректной информации могут быть как механические повреждения (изношенная прокладка, разгерметизация корпуса, плохое качество самого прибора, сорванная резьба, растрескивание корпуса, перегорание термистора, загрязнение), так и электрические (короткое замыкание в измерительной цепи, обрыв провода, скачки напряжения, плохая пайка пинов, неправильное подсоединение контактов, потеря напряжения, коррозия, накопившийся нагар на проводах).
Проверка и замена ДТОЖ
При малейших подозрениях необходимо провести диагностику датчика и, если потребуется произвести установку нового.
Для процедуры проверки ДТОЖ можно либо обратиться на СТО (с использованием осциллографа), либо проверить диагностическим прибором (при загоревшейся лампе Check Engine считать код ошибки используя портативный ODB2 сканер), либо провести ручную диагностику. Проверка с использованием более простого инструментария может проводиться несколькими методами:
- с демонтажом без использования термометра;
- с демонтажом и использованием термометра;
- без демонтажа.
В целом можно выделить несколько этапов проведения проверки без термометра с демонтажем и без:
- внешний осмотр датчика на отсутствие ржавчины, подтеков антифриза, трещин и т.п.;
- диагностировать ДТОЖ, не отходя от капота, можно сняв фишку с датчика (при горячем моторе важно работать очень аккуратно) или произведя его демонтаж гаечным ключом. Во втором случае сначала от него нужно отключить контактные клеммы и проверить подачу питания (нормальное значение напряжения 5 Вольт постоянного тока);
- подключить щупы мультиметра к выводам датчика и замерить величину омического сопротивления. Измерения производятся при холодном ДВС. Для того чтобы обеспечить нужную температуру, можно выкрутить датчик с посадочного места и опустить чувствительный элемент в холодную воду;
- запустить двигатель и дождаться включения вентилятора охлаждения. При выкрученном датчике, его нужно поместить в кипяток;
- повторно замерить величину переходного сопротивления;
- сравнить полученные данные сопротивления для вашей модели автомобиля.
Если при проверке используется термометр, то она будет выглядеть следующим образом:
- демонтаж датчика;
- набрать чайник воды (будьте аккуратны при нагревании);
- опустить в разогреваемую воду измеряющую часть датчика;
- щупы электронного мультиметра закрепить на сигнальных выводах датчика и перевести прибор в режим омметра (измерение сопротивление электрической цепи);
- погрузить в жидкость электронный термометр;
- поэтапно замерять показания термометра и омметра – шаг взять, например, в 5°С, нанося значения на график зависимости первого от второго;
- полученные данные сравниваете с технической документацией вашего авто.
Если датчик неисправен, его необходимо заменить, предварительно слив антифриз из системы охлаждения. Отключив шнур питания, с использованием торцевого или рожкового ключа выкрутить сенсор. Перед установкой нового датчика нужно обязательно надеть прокладку. Затем плотно зажмите его ключом по резьбе до упора. Подключаете шнур питания и вновь заливаете антифриз.
Экономить на новом датчике не стоит, так как он имеет невысокую стоимость, ломается редко, имеет неразборный корпус, а с заменой сможет справиться даже начинающий автомобилист.
Если же исправить ситуация можно просто почистив корпус/резьбу/контакты ДТОЖ, то датчик продолжит свою работу и замена не потребуется.