Что такое привод и его виды?
Среди множества параметров автотранспорта, одним из основных является привод. Он показывает на какую колесную ось передается крутящий момент от двигателя. В зависимости от того, на какие колеса передается вращение от двигателя, различают передний или задний привод. Отдельно можно выделить полноприводные. Разберем отдельно каждый из них.
У переднего привода (FWD) момент вращения от мотора направлен на переднюю колесную ось. Применяется с 1929 года. Самый распространенный вид, в связи с предоставлением достойного уровня безопасности водителю и ценовой доступностью. Он не уменьшает пространство в салоне, а следовательно ТС можно сделать вместительным и компактных габаритов.
У заднеприводных (RWD) - передача момента вращения идет на заднюю ось. Изначально имелся конструктивный недостаток – неустойчивость из-за смещенного центра тяжести, так как мотор размещался ближе к задним колесам, а крутящий момент передавался с помощью цепи или ремня. Слабые динамические характеристики и значительный топливный расход привели к созданию «классической» модели заднеприводных авто, где двигатель был расположен ближе к передней оси. За счет нагрузки на заднюю ось при ускорении, улучшается сцепление с дорогой – это важно для спорткаров, где важен контролируемый занос. По днищу машины проходит большой центральный тоннель, в котором находится карданный вал. Он служит для механического зацепления КПП через задний редуктор с дифференциалом, передавая на него момент.
У ТС, обладающих полным приводом (AWD)- передача момента вращения идет на все 4 покрышки. Серийное производство началось с 30-х годов в транспорте для армии. Здесь обе оси ведущие, а равномерное распределение мощности осуществляется за счет межколесного и межосевого дифференциалов. Выделяют 3 разновидности: подключаемый вручную или автоматически, постоянный.
Плюсы и минусы различных приводов
У каждого из видов свое предназначение и набор достоинств и недостатков. Рассмотрим главные особенности каждого типа:
-
передний привод. Среди основных плюсов можно выделить:
-
ценовая доступность, простота обслуживания;
-
легкость конструкции, экономичность потребления топлива, хорошие динамические характеристики;
-
высокая грузоподъемность, просторный салон;
-
проходимость;
-
низкая вероятность заноса, если покрытие дороги не сухое, поэтому машина более предсказуема и подходит для автолюбителей с небольшим опытом;
-
надежная конструкция.
Существенными минусами являются:
-
при попадании в занос, выжимание тормоза только осложнит положение, для правильного выхода из него - нужен опыт;
-
в случае резкого ускорения колеса могут проскальзывать;
-
слабая маневренность из-за смещения основной массы к передней части ТС, быстрый износ передних тормозов (это не касается спорткаров и премиум класса, имеющих равномерное распределение массы по осям);
-
большой радиус поворота;
-
слабая мощность из-за отсутствия места для большого мотора;
-
сложность ремонта.
-
задний привод также имеет свои преимущества:
-
равномерность распределения массы, предсказуемость на поворотах, равномерный износ тормозов;
-
простота выхода из заноса;
-
низкая вероятность пробуксовки при разгоне, высокая мощность;
-
экономный расход топлива во время езды по сложной местности, хорошая управляемость на подъемах;
-
маневренность, небольшой радиус поворота.
Среди минусов выделяют:
-
повышенный расход топлива из-за массивности конструкции;
-
тоннель под карданный вал идет через весь салон, что портит вид авто и уменьшает полезные размеры салона;
-
низкая проходимость на грязному/снежному покрытию;
-
высокая цена;
-
повышенная вероятность заноса задних колес.
-
полный привод имеет специфические преимущества, полезные для определенных автомобилей:
-
высокая проходимость при движении по пересеченной местности, любое из колес может войти в зацепление с поверхностью и двигать авто дальше;
-
улучшенные характеристики управляемости на мокром или скользком дорожном покрытии, возможность развивать высокую скорость даже при неблагоприятных погодных условиях;
-
возможно ручное включение/отключение дополнительной оси;
-
легкость преодоления даже крутых подъемов/спусков.
Имеется ряд существенных недостатков:
-
сложная конструкция, трудности в техобслуживании;
-
значительная стоимость;
-
увеличение потребления топливной смеси;
-
значительный вес конструкции, тяжелый разгон;
-
трудности при выходе из заноса.
Особенности управления и обслуживания авто с разными приводами
Для того, чтобы понять какой привод нужен Вам, оцените в каких условиях будет производиться эксплуатация вашей техники. Если планируете просто спокойную, комфортную езду и требуется много полезного пространства в салоне, то выбирайте передний (малолитражки, компакт-класс, субкомпакт, Д-класс, Е-класс, кроссоверы). Если машина нужна для езды на повышенных скоростях с быстрым разгоном, то Вам подойдет задний (Мерседес, БМВ, японские классические и советские авто). Если ездить планируется по сложным трассам или бездорожью, то только – полный (легковые, выпущенные в конце 20 – начале 21 века, Нива 4x4, пикапы).
Не стоит забывать об особенностях поведения на дороге ТС с каждым типом привода - они требуют особых навыков управления. При управлении переднеприводным авто нужно:
-
избегать резкого старта, чтобы не возникло пробуксовки и износа покрышек;
-
сбавлять скорость при входе в крутые повороты, иначе может произойти занос и авария;
-
при езде в гору, по грязи или снегу вытягивать всю машину будут именно передние колеса, на что необходимо обращать внимание в экстренной ситуации;
-
при заносе задних колес, увеличиваем тягу, нажав на педаль газа;
-
на скользкой дороге не нажимать и не отпускать резко газ.
Особенностями управления заднеприводного автомобиля являются:
-
при старте происходит быстрый набор скорости без пробуксовок;
-
машина легко входит в повороты, колеса поворачиваются на большой угол;
-
на поворотах и при сильном нажатии на педаль газа при езде по заснеженной или обледеневшей дороге произойдет занос задней оси;
-
зимой проходимость ухудшится.
При управлении полноприводным автомобилем учитывайте следующее:
-
требуется регулярное ТО из-за сложности конструкции и множества электроники, особенно при дальних/сложных поездках;
-
минимальные ручные настройки, почти все контролирует электроника;
-
при перегреве отключается муфта и полный привод, поэтому потребуется время, чтобы температура упала;
-
после каждого перегрева проверяйте муфты и меняйте масло;
-
с системой part-time нельзя выезжать на ровное покрытие с подключенной передней осью.
Если использовать автомобиль с конкретным приводом в неподходящих погодных условиях или давать слишком большую нагрузку, то это неизбежно повлечет за собой поломки и расходы на их устранение. Обслуживание и ремонт различаются по стоимости. Наиболее экономичный и простой в обслуживании-это передний привод. Периодической диагностики и по необходимости замены требуют ШРУСы и пыльники на них, приводной вал регулярно нужно проверять на наличие ржавчины. Произведение ТО и ремонт заднего привода более дорогостоящее из-за наличия дополнительных элементов трансмиссии. Чаще всего приходится менять крестовины с подшипниками, следить за шлицевым соединением. При вибрациях и неестественных звуках во время переключения передач – нужна балансировка карданного вала. Полноприводная система наиболее дорогостоящая в обслуживании из-за наличия большого числа деталей. Если полный привод подключаемый, то можно поставить хабы для снижения износа трансмиссии и экономии топлива.
Если Вы никак не можете определиться с выбором, то можно проконсультироваться у специалистов или попробовать перед покупкой управление ТС с различными приводами.