Что такое тормозные суппорты?
Эффективность торможения во многом зависит от четкости срабатывания колодок. А регулирует их деятельность суппорт - механизм, осуществляющий контакт колодок с колесами при замедлении. Суппорты – чувствительные к внешним агрессивным воздействиям, детали, изготавливаемые из высокотехнологичных материалов и требующие регулярного смазывания спецсредствами. Регулярная профилактика суппортов обязательна.
Конструктивно механизм представляет из себя - гидроцилиндр и прикрепленную к нему скобу. Принцип работы устроен следующим образом. При нажатии на педаль тормоза при помощи вспомогательных механизмов давление в гидросистеме повышается. Оно в свою очередь передается на один или несколько суппортов, в зависимости от конструкции. При этом колодка прижимается поршнем цилиндра к тормозному диску и транспорт замедляет свою скорость.
Скоба отвечает за устойчивость колодок при торможении и в нерабочем положении. Разделяют два подтипа:
-
плавающая. Есть только один поршень, который осуществляет воздействие только на внутреннюю колодку, а сама скоба – на внешнюю, что приводит к неравномерному износу колодок из-за разности испытываемых ими нагрузок;
-
фиксированная. Если используется несколько поршней с двух сторон покрышки. Износ колодок происходит равномерно.
По эффективности торможения плавающие и фиксированные почти одинаковы, но чаще используется первый вариант.
Возврат колодок в изначальное положение производится манжетой. Поршень суппорта немного отходит назад и а вслед за ним и колодки, освобождая колесо. Колодки при этом остаются близко расположенными к покрышке, чтобы сократить до минимума время от нажатия на педаль тормоза до срабатывания механизма торможения и блокировки колеса. В премиум автомобилях для этого есть разводящие пружины.
Признаки неисправности суппортов и причины их возникновения
Тормозные суппорты обеспечивают безопасность движения и поэтому требуют к себе внимательного отношения. При любом постороннем звуке в них или некорректной работе требуется незамедлительная диагностика. Определить проблему в данном узле можно внешним осмотром и сравнением работы тормозов ранее и сейчас. Список наиболее часто встречающихся поломок включает:
-
неравномерный износ компонентов системы;
-
неравномерность прилегания составных частей;
-
«залипание» подвижных деталей в местах контакта;
-
повышение сопротивления нажатию у педали тормоза;
-
ощущение утягивания в сторону авто при торможении;
-
рывки и удары при нажатии на тормоз;
-
стирание колодок под углом;
-
повышенный нагрев дисков;
-
эффект «Мягкой педали»;
-
коррозионный износ и ржавчина.
Основными признаками неисправности при потере герметичности суппорта являются:
-
запотевание в районе пыльника тормозного цилиндра;
-
запотевание штуцера прокачки.
Опытные водители могут устранять неисправности самостоятельно, но если опыта недостаточно, то стоит обратиться в сервис и не допускать глухого заклинивания колодок. Для предупреждения неисправностей систем торможения проводят регулярную диагностику и обслуживание ее составных частей.
Профилактика тормозных суппортов и как часто она проводится
В зависимости от проблемы с суппортами различаются и пути ее решения. В процессе профилактики своевременно выявляют поломки и устраняют их соответствующими методами. Помните, что при некоторых неисправностях починить деталь не получится и потребуется только ее замена. Рассмотрим пути решения самых распространенных проблем:
-
подклинивание направляющих на плавающих суппортах. Появляется при загрязнении, искривлении или коррозии на направляющих. Также проявляется при истончении рабочей поверхности вследствие износа. Необходимо механическим путем очистить поверхность, либо произвести замену агрегата;
-
клин поршня. Возникает при появлении выработки, задиров, царапин на внутренних стенках цилиндра или поверхности поршня. Можно попробовать отполировать выработку или царапины, но лучше произвести замену;
-
возникновение коррозии на поршне. Возникает при повреждении пыльника, длительного простоя, загрязнении. Если случай не запущенный, то поможет полировка;
-
порвались уплотнители или пыльники. Потребуется смена на новые, которые будут совместимы с маркой вашего авто;
-
сломались крепежные элементы. Требуется их обновление при каждой установке новых колодок;
-
просачивание тормозной жидкости через резиновые элементы гидрочастей тормозной системы. Возникает при повреждении этих деталей. Нужна полная переборка, замена всех резиновых уплотнений, очистка диска и колодок от масляных загрязнений. Применяют спецсредство «очиститель тормозов», которое обладает обезжиривающим эффектом;
-
проблемы с равномерностью примыкания частей друг к другу и различной степенью износа. Требуется переборка с очисткой движущихся частей и их смазкой. Обновление износившихся компонентов.
Вследствие работы системы за счет трения необходимо применение специальных смазочных материалов на подвижных частях, с повышенной рабочей температурой – запрещены графитосодержащие составы и литол. Следует следит за появлением абразива и как можно раньше удалять его для бесперебойной и долговечной работы компонентов тормозной системы.
При прохождении профилактического осмотра оценивается также состояние износа самого суппорта. У разных производителей отличается износостойкость и срок эксплуатации варьируется. В среднем деталь служит до 150000 – 200000 км при уходе и своевременном обслуживании: использование качественной смазки, замена изношенных резинотехнических изделий.
Проведение смазки, замены тормозных суппортов и их элементов
В нормальном состоянии направляющие имеют свободный продольный ход. В противном случае механизм разбирают, вытаскивают из скобы направляющие, очищают все поверхности от загрязнений и заменяют смазку на новую. При выявлении коррозии ее зачищают мелкой наждачной шкуркой. Затем механизм собирают в рабочее положение и проверяют плавность хода. Он должен происходить легко и без усилий – достаточно толчка рукой для совершения перемещения. Если движение затруднено, значит, направляющая плохо очищена или требует замены вследствие сильного износа.
Если возникла необходимость замены суппорта, то сделать это достаточно просто. Он крепится на нескольких болтах. Нужно открутить старый и прикрутить новый. Сложности могут возникнуть с прокачкой установленного компонента. Новую деталь заполняют гидравлической жидкостью и выпускают из нее весь воздух. Помочь в этом может напарник, либо стоит воспользоваться специализированным оборудованием для прокачки тормозной системы. Перед процедурой подробно изучают специальную литературу, либо обращаются на СТО.
Важно! Не заполнив полностью тормозную систему жидкостью, передвигаться на ТС – нельзя.
Более сложным мероприятие является установка ремкомплекта суппорта. Она включает в себя замену всех уплотнителей, сальников, пыльников и прочих резиновых компонентов подверженных износу временем. В начале приобретается подходящий именно для вашего авто ремкомплект. Для этого при обращении в магазин необходимо знать: марку и модель вашего ТС, год выпуска. Продавец дополнительно может спросить другие технические характеристики машины.
Демонтируете суппорт и разбираете его на верстаке. Рабочее место должно быть чистым, так как попадание даже незначительного загрязнения внутрь, приведет к его быстрой поломке. При разборе фотографируйте и фиксируйте все этапы, чтобы потом правильно всё собрать. Обычно требуется замена уплотнителей и пыльников у направляющих, поршней, цилиндров и штуцеров.
При наличии глубокой коррозии на самом поршне, его также заменяют. После производится сбор суппорта в обратном разбору порядке. Смазываются направляющие и производится прокачка тормоза при содействии помощника.