Последствия и причины перегрева двигателя автомобиля

Двигатель любого транспортного средства имеет определенный ресурс. Если автомобиль эксплуатируется в штатном режиме, без излишних нагрузок и с регулярным проведением ТО, мотор может прослужить дольше отведенного ему производителем срока. Но случается и такое, что по какой-то причине происходит перегрев движка, это может значительно сократить его функциональность. В статье рассмотрим, какие бывают последствия при перегреве ДВС, почему это происходит и как себя вести в такой ситуации.

 

Двигатель


              Как понять, что двигатель перегревается


Прежде всего надо периодически смотреть на показания приборов. Будет информативна стрелка, показывающая температуру ОЖ: если она перемещается в красную зону – это повод насторожиться.

  • Снижение мощности мотора, при движении автомобиля, ощущение того, что он плохо тянет.
  • Появление характерного металлического стука, специалисты говорят «звенят пальцы».
  • Образование белого налета на свечах зажигания.
  • Появление темных пятен на стенках расширительного бачка, а также в самом антифризе указывают на то, что в систему попало масло.

Прислушивайтесь к работе своего авто: если есть какие-то сомнения – обращайтесь к специалистам. 


                Что происходит, если перегрелся двигатель


Степень повреждения силового агрегата машины зависит от того, как долго температурный режим был больше допустимой нормы. Бывает так, что ситуацию можно исправить, но, случается и такое, что двигатель выходит из строя. Тогда требуется капитальный ремонт или вообще его замена.

  1. Если превышение температуры длилось 5-10 минут, могут подплавиться поршни, но, возможно, если не было дыма, движок не успел пострадать. В этом случае надо проверить работу термостата или вентилятора, может быть, один из них вышел из строя. 
  2. В зоне высокого температурного режима машина двигалась около 20 минут. Последствия будут наверняка, и они уже гораздо серьезнее;
  • деформация (искривление) ГБЦ (головок блока цилиндра);
  • в ГБЦ появляются трещины;
  • выходят из строя межкольцевые перегородки поршней;
  • перегорают прокладки головок блока цилиндра;
  • сальники пропускают масло.

        3.Сильный перегрев мотора приводит к разрушению всех его узлов и остановке работы:

  • Прогорают и плавятся поршни, расплавленный металл, попадая на цилиндры, мешает ходу поршня, и ускоряет процесс его разрушения. 
  • Масло, под воздействием слишком высокой температуры, утрачивает свои свойства, между деталями увеличивается трение, это приводит к оплавлению шатунных и коренных вкладышей, и их прилипанию к коленчатому валу.
  • Происходит прогорание впускных и выпускных клапанов ГБЦ, вылетают седла клапанов.
  • Ломается, из-за образовавшейся трещины, коленчатый вал.
  • Поршень заклинивает в цилиндре и разрывается пополам, что приводит к полному разрушению двигателя.

Даже незначительный перегрев двигателя приведет к дорогостоящему капитальному ремонту, а полное его разрушение потребует замены силового агрегата.

 

 


              Какие причины приводят к перегреву двигателя


Перегрев мотора случается либо из-за эксплуатации в ненадлежащих условиях, либо из-за какой-то неисправности в системе охлаждения.
При несвоевременном и некачественном уходе за машиной можно столкнуться с такими явлениями:

  • Радиатор покрыт грязью и забит пылью.
  • Мотор весь в масле и грязи, это затрудняет охлаждение от воздушных потоков.
  • Работа агрегата длительное время под нагрузкой (буксировка или передвижение в пробке).
  • В случае технической неисправности к перегреву движка могут привести:
  • Недостаточный уровень охлаждающей жидкости, в случае ее утечки, при разгерметизации системы. Случиться это может, если повредились прокладки, появились трещины в патрубках, шлангах, радиаторе.
  • Соты радиатора забиты накипью и другими отложениями из-за того, что в систему охлаждения заливали некачественный тосол или антифриз, а может, даже воду. 
  • Размыкание в электрической цепи. 
  • Вентилятор радиатора может выйти из строя и не включиться в нужный момент.
  • Датчик вентилятора не срабатывает.
  • Термостат неисправен, потому в нужный момент не открыл доступ охлаждающей жидкости.
  • Помпа (водяной насос) отказала полностью или частично, из-за разрушения крыльчатки или повреждение привода и т. д., и ОЖ не может циркулировать по системе в нормальном режиме.
  • Пробита прокладка головки блока цилиндра. Происходит утечка жидкости, она попадает в моторное масло.
  • Разрыв ремня помпы.
  • Пропуски в зажигание, как следствие позднее сгорание топлива.
  • В камере сгорания большое скопление отложений, что характерно для износа мотора.

Чтобы разобраться в причинах, нужно, сразу после появления признаков, добраться до сервисного центра, где будет проведена соответствующая диагностика.


                 Действия при появлении признаков перегрева двигателя


Если стрелка на приборе показывает на начинающийся нагрев, можно попробовать следующее:

  • Установить на максимальное значение печку и климат-контроль, отключить кондиционер, это позволит снизить градус, отвести лишнее тепло от мотора. Из воздуховода идет горячий воздух, это хороший показатель того, что в системе присутствует антифриз. Двигатель в этом случае должен работать. 
  • Можно продолжать ехать на минимальных оборотах, т. к. встречный поток воздуха охлаждает жидкость в радиаторе. Если нет возможности продолжить движение, надо съехать на обочину, открыть капот, не выключая зажигания. Ни в коем случае не следует откручивать крышку радиатора, во избежание получения ожогов из-за повышенного давления в системе. Нужно наблюдать, когда температура придет в норму.
  • Может случиться так, что после включения печки на максимум, подует холодный воздух, или из-под капота появится пар, это признак отсутствия в системе антифриза. Тогда машину нужно заглушить и ждать, когда она остынет. Затем нужно долить охлаждающую жидкость или дистиллированную воду, после чего отправляться в автосервис.

Важно: Нельзя поливать горячий движок холодной водой, это приведет к его повреждению, появлению трещин. А также не следует доливать антифриз, пока мотор не остынет, это окажет плохое воздействие на металл и может вызвать разрыв сот радиатора. 
Проверка работы системы охлаждения возможна только в случае наличия знаний устройства автомобиля, и принципа его работы. Если водитель не имеет таких знаний, лучше не испытывать судьбу и вызвать эвакуатор.


      Меры профилактики, которые помогут избежать перегрева двигателя    


Каждый водитель должен регулярно проверять уровень разных жидкостей в своей машине, в том числе и охлаждающей. Если она вдруг стала убывать, надо обязательно найти причину, место утечки. 
При прохождении очередного ТО нужно проверить состояние помпы, вентилятора и датчиков.
Чтобы избежать возможных проблем, необходимо следить за чистотой радиатора: заказывайте проведение промывки в специализированном центре, чтобы не повредить электрооборудование.

 

Содержание
  1. Как выбрать масляный фильтр
  2. Щетки стеклоочистителя: как правильно сделать выбор
  3. Виды тонировок автомобильных стекол
  4. Что лучше: всесезонные или зимние шины
  5. Какие дворники выбрать?
  6. Как проверить датчик коленвала
  7. Как правильно хранить автомобильные шины
  8. Последствия и причины перегрева двигателя автомобиля
  9. Как выбрать и когда менять моторное масло
  10. Как выбрать автомобильный глушитель
  11. Хит-парад проблем с «железным конем» зимой: способы решения
  12. Рулевая рейка
  13. Как выбрать свечи зажигания
  14. Причины, по которым плохо работает ручной тормоз в автомобиле
  15. Выбор водяных насосов
  16. Как выбрать инструмент для автомобиля
  17. Причины масложора
  18. Воздушный фильтр – важный компонент двигателя любого авто
  19. Как выбрать тормозные колодки для авто?
  20. Стойка стабилизатора
  21. Автомобильное сцепление: виды, принципы работы и ресурс механизма
  22. Взаимозаменяемость автозапчастей
  23. Особенности выбора новых автомобильных фар
  24. Почему дребезжит глушитель?
  25. Присадки для ГУР: лучшие производители, преимущества и недостатки
  26. Выбираем компрессор для подкачки шин: советы автовладельцев и специалистов шиномонтажа
  27. Разновидности охлаждающей жидкости, отличительные особенности и преимущества
  28. Основные неисправности аккумуляторов автомобилей
  29. Три лучших способа проверки датчика коленвала
  30. Откуда возникают поломки стартера
  31. Как понять, почему скрипят тормоза?
  32. Что такое привод и его виды?
  33. Как часто нужно проводить профилактику суппортов?
  34. Выбор масла по API
  35. Почему возникают пропуски зажигания?
  36. Что такое автомобильный кондиционер и признаки его выхода из строя
  37. Классы ACEA на 2023 год.
  38. Если в мороз машина не завелась, что делать и как поступить?