Двигатель любого транспортного средства имеет определенный ресурс. Если автомобиль эксплуатируется в штатном режиме, без излишних нагрузок и с регулярным проведением ТО, мотор может прослужить дольше отведенного ему производителем срока. Но случается и такое, что по какой-то причине происходит перегрев движка, это может значительно сократить его функциональность. В статье рассмотрим, какие бывают последствия при перегреве ДВС, почему это происходит и как себя вести в такой ситуации.
Как понять, что двигатель перегревается
Прежде всего надо периодически смотреть на показания приборов. Будет информативна стрелка, показывающая температуру ОЖ: если она перемещается в красную зону – это повод насторожиться.
- Снижение мощности мотора, при движении автомобиля, ощущение того, что он плохо тянет.
- Появление характерного металлического стука, специалисты говорят «звенят пальцы».
- Образование белого налета на свечах зажигания.
- Появление темных пятен на стенках расширительного бачка, а также в самом антифризе указывают на то, что в систему попало масло.
Прислушивайтесь к работе своего авто: если есть какие-то сомнения – обращайтесь к специалистам.
Что происходит, если перегрелся двигатель
Степень повреждения силового агрегата машины зависит от того, как долго температурный режим был больше допустимой нормы. Бывает так, что ситуацию можно исправить, но, случается и такое, что двигатель выходит из строя. Тогда требуется капитальный ремонт или вообще его замена.
- Если превышение температуры длилось 5-10 минут, могут подплавиться поршни, но, возможно, если не было дыма, движок не успел пострадать. В этом случае надо проверить работу термостата или вентилятора, может быть, один из них вышел из строя.
- В зоне высокого температурного режима машина двигалась около 20 минут. Последствия будут наверняка, и они уже гораздо серьезнее;
- деформация (искривление) ГБЦ (головок блока цилиндра);
- в ГБЦ появляются трещины;
- выходят из строя межкольцевые перегородки поршней;
- перегорают прокладки головок блока цилиндра;
- сальники пропускают масло.
3.Сильный перегрев мотора приводит к разрушению всех его узлов и остановке работы:
- Прогорают и плавятся поршни, расплавленный металл, попадая на цилиндры, мешает ходу поршня, и ускоряет процесс его разрушения.
- Масло, под воздействием слишком высокой температуры, утрачивает свои свойства, между деталями увеличивается трение, это приводит к оплавлению шатунных и коренных вкладышей, и их прилипанию к коленчатому валу.
- Происходит прогорание впускных и выпускных клапанов ГБЦ, вылетают седла клапанов.
- Ломается, из-за образовавшейся трещины, коленчатый вал.
- Поршень заклинивает в цилиндре и разрывается пополам, что приводит к полному разрушению двигателя.
Даже незначительный перегрев двигателя приведет к дорогостоящему капитальному ремонту, а полное его разрушение потребует замены силового агрегата.
Какие причины приводят к перегреву двигателя
Перегрев мотора случается либо из-за эксплуатации в ненадлежащих условиях, либо из-за какой-то неисправности в системе охлаждения.
При несвоевременном и некачественном уходе за машиной можно столкнуться с такими явлениями:
- Радиатор покрыт грязью и забит пылью.
- Мотор весь в масле и грязи, это затрудняет охлаждение от воздушных потоков.
- Работа агрегата длительное время под нагрузкой (буксировка или передвижение в пробке).
- В случае технической неисправности к перегреву движка могут привести:
- Недостаточный уровень охлаждающей жидкости, в случае ее утечки, при разгерметизации системы. Случиться это может, если повредились прокладки, появились трещины в патрубках, шлангах, радиаторе.
- Соты радиатора забиты накипью и другими отложениями из-за того, что в систему охлаждения заливали некачественный тосол или антифриз, а может, даже воду.
- Размыкание в электрической цепи.
- Вентилятор радиатора может выйти из строя и не включиться в нужный момент.
- Датчик вентилятора не срабатывает.
- Термостат неисправен, потому в нужный момент не открыл доступ охлаждающей жидкости.
- Помпа (водяной насос) отказала полностью или частично, из-за разрушения крыльчатки или повреждение привода и т. д., и ОЖ не может циркулировать по системе в нормальном режиме.
- Пробита прокладка головки блока цилиндра. Происходит утечка жидкости, она попадает в моторное масло.
- Разрыв ремня помпы.
- Пропуски в зажигание, как следствие позднее сгорание топлива.
- В камере сгорания большое скопление отложений, что характерно для износа мотора.
Чтобы разобраться в причинах, нужно, сразу после появления признаков, добраться до сервисного центра, где будет проведена соответствующая диагностика.
Действия при появлении признаков перегрева двигателя
Если стрелка на приборе показывает на начинающийся нагрев, можно попробовать следующее:
- Установить на максимальное значение печку и климат-контроль, отключить кондиционер, это позволит снизить градус, отвести лишнее тепло от мотора. Из воздуховода идет горячий воздух, это хороший показатель того, что в системе присутствует антифриз. Двигатель в этом случае должен работать.
- Можно продолжать ехать на минимальных оборотах, т. к. встречный поток воздуха охлаждает жидкость в радиаторе. Если нет возможности продолжить движение, надо съехать на обочину, открыть капот, не выключая зажигания. Ни в коем случае не следует откручивать крышку радиатора, во избежание получения ожогов из-за повышенного давления в системе. Нужно наблюдать, когда температура придет в норму.
- Может случиться так, что после включения печки на максимум, подует холодный воздух, или из-под капота появится пар, это признак отсутствия в системе антифриза. Тогда машину нужно заглушить и ждать, когда она остынет. Затем нужно долить охлаждающую жидкость или дистиллированную воду, после чего отправляться в автосервис.
Важно: Нельзя поливать горячий движок холодной водой, это приведет к его повреждению, появлению трещин. А также не следует доливать антифриз, пока мотор не остынет, это окажет плохое воздействие на металл и может вызвать разрыв сот радиатора.
Проверка работы системы охлаждения возможна только в случае наличия знаний устройства автомобиля, и принципа его работы. Если водитель не имеет таких знаний, лучше не испытывать судьбу и вызвать эвакуатор.
Меры профилактики, которые помогут избежать перегрева двигателя
Каждый водитель должен регулярно проверять уровень разных жидкостей в своей машине, в том числе и охлаждающей. Если она вдруг стала убывать, надо обязательно найти причину, место утечки.
При прохождении очередного ТО нужно проверить состояние помпы, вентилятора и датчиков.
Чтобы избежать возможных проблем, необходимо следить за чистотой радиатора: заказывайте проведение промывки в специализированном центре, чтобы не повредить электрооборудование.