Маркировка API – стандарт, регламентируемый Американским институтом нефти (American Petroleum Institute). Первая буква стандарта определяет тип двигателя:
S (spark ignition - воспламенение от искры) — бензиновый
C (compression ignition - воспламенение от сжатия) — дизельный
Вторая буква указывает на эксплуатационные характеристики масел.
Бензиновые двигатели.
SP – действует с мая 2020 года, обеспечивает по сравнению с предыдущими стандартами SN и SN PLUS:
- лучшую защиту от износа, благодаря пакетам присадок, содержащих бор
- противодействие эффекту LSPI (преждевременное воспламенение топливовоздушной смеси) за счет пакетов присадок, содержащих магний
- большую безотказность и срок службы систем нейтрализации выхлопных газов
- улучшенную способность экономии топлива
- более высокую стойкость к окислению
- противодействие высокотемпературным отложениям на поверхностях поршней и турбокомпрессоров
SN Plus – промежуточный стандарт, действующий с мая 2018 года. Добавляет в рецептуру масла пакет присадок, устраняющих преждевременное воспламенение смеси (LSPI). Эффект, свойственным турбированным двигателям с непосредственным впрыском топлива.
SN – действует с октября 2010 года. Масла этой категории обладают следующими преимуществами:
- обеспечивают защиту от высокотемпературных отложений и снижают смолообразование
- имеют лучшую совместимость с резинотехническими уплотнениями
- пониженное содержание фосфора увеличивает эффективность и ресурс систем нейтрализации выхлопных газов
- улучшают износостойкость и экономичность двигателя
- могут использоваться в двигателях на биотопливе
SM – действует с ноября 2004 года. По сравнению с допуском SL предъявляет маслам более высокие требования в части антиокислительных, противоизносных и низкотемпературных свойств.
SL – действует с июля 2001 года. Повышены требования к испаряемости масла, энергосбережению и экологичности. Увеличились интервалы замены масла.
SJ – действует с июля 1995 года. Актуален для автомобилей до 2001 года выпуска. Повышал требования по нагарообразованию и совместимости с катализаторами. Полностью заменял предыдущие категории стандарта API.
Дизельные двигатели.
CK-4 – действует с 2017 года, обратно совместим с предыдущими классами, регламентирует следующие улучшения:
- повышенную антиокислительную стойкость при высоких температурах
- повышенную сопротивляемость к вспениванию (аэрации)
- более высокую стабильность вязкости масла
- улучшенную защиту систем нейтрализации, особенно с сажевыми фильтрами
- снижение высокотемпературных отложений на поршнях
CJ-4 – действует с октября 2006 года, вводит ограничения на содержание в масле золы и серы. Повышает показатели дизельного масла в части защиты от износа и отложений в поршневой зоне. Улучшает совместимость с сажевыми фильтрами DPF. Масло CJ-4 превосходит по всем параметрам предыдущие допуски CI-4, CI-4 Plus, CH-4, CG-4, CF-4, но при этом может применяться в двигателях, требующих этих спецификаций.
CI-4 Plus – промежуточный класс, добавляет дополнительные требования по испаряемости масла и высокотемпературной стойкости, действует с 2004 года.
CI-4 – действует с 2002 года, добавляет требования по содержанию в масле моюще-диспергирующих присадок, препятствующих осаждению сажи на поверхностях поршневой группы. Повышает требования по устойчивости к окислению масла.
CH-4 – действует с декабря 1998. Определял параметры масел для четырехтактных дизельных двигателей, эксплуатируемых в высокоскоростных режимах и отвечающих нормам токсичности выхлопных газов, принятых в 1998 году. Предписывал содержание присадок, снижающих образование нагара на рабочих поверхностях.
CG-4 – введен в 1995 году. Устанавливал стандарты масла, предназначенного для четырехтактных дизельных двигателей автобусов, грузовых машин и тягачей, эксплуатируемых в режимах повышенных нагрузок. Рекомендовано с использованием топлива, как с низким содержанием серы (не более 0,05%), так и с высоким (до 0,5%). К сожалению, ресурс масел этой группы сильно зависим от качества применяемого топлива.
CF (CF-2, CF-4) – введен в 1990 году. Определяет параметры масел для дизельных двигателей с непрямым впрыском топлива, в том числе работающих на топливе с высоким содержанием серы (выше 0,5%). Вводит требование на содержание присадок, снижающих осаждение сажи на поршнях, а также уменьшающих износ и коррозию подшипников. Цифра через дефис в классах CF-2, CF-4 означает двух- или четырехтактный двигатель.