Рулевая рейка – специальный механизм, предназначенный для передачи усилия с автомобильного руля на соответствующие тяги, обеспечивающие синхронный поворот колес в заданном направлении. Простой механизм посредством вала передает вращение на шестерню и зубчатую рейку, перемещаемую вправо или влево поворотом руля. Рулевые тяги перемещаются вместе с рейкой, обеспечивая изменение направления движения автомашины.
Конструктивное исполнение
Компоненты рулевого управления:
- Картер, в котором размещена рулевая рейка. Производится из алюминия или легких сплавов.
- Шестерня, зафиксированная на валу от рулевой колонки.
- Специальная зубчатая рейка, оснащенная пружиной для прочного сцепления с шестерней.
- Сальники и фиксаторы, ограничивающие ход.
- Наконечники, тяги.
- Подшипниковые узлы, обеспечивающие легкое вращение деталей.
В различных модификациях автомобилей устройство дополняется соответствующими дополнительными элементами (электромоторами, планетарными механизмами или гидравлическими цилиндрами). Планетарный механизм обеспечивает изменение передаточного отношения в процессе движения. За счет регулирования передаточного числа шестерни при изменениях скорости улучшается управляемость автомобиля. Технология, впервые внедренная инженерами БМВ, особо актуальна на высоких скоростях, при которых нежелательны резкие повороты руля. Наиболее распространены 3 вида рулевого управления, различающиеся по конструктивному исполнению и техническим характеристикам.
Классическая механическая рейка
Наиболее простая разновидность рулевого управления. Название наглядно демонстрирует влияние физических усилий, прикладываемых водителем, на поворот колес автомобиля. В некоторых модификациях за счет использования изменяемого передаточного числа для поворота руля не требуется значительное физическое усилие.
Размер физических усилий в значительной степени зависит от конфигурации зубьев на механической рейке. Инженеры, разрабатывавшие ВАЗ, впервые внедрили разный шаг зубьев. От центра к краям изменялся шаг, что приводило к утяжелению руля на малых оборотах при высокой скорости. В процессе маневрирования на узких площадках за счет меньшего передаточного числа руль вращался заметно легче.
Рулевая рейка, оснащенная гидроусилителем
Главное отличие от классического варианта – дополнительная помощь гидроусилителя, помогающая минимизировать физические усилия. Легкость вращения руля заметно ощущается при сравнительном анализе использования классической рейки и аналога с гидроусилителем. Внедрение гидравлического узла позитивно влияет на удобство управления и безопасность движения. Когда колеса автомашины попадают в выбоины на дорожном полотне гидроусилитель воспринимает и успешно гасит ударное воздействие.
При эксплуатации механического управления ударное воздействие передается напрямую на руки водителя. Негативная сторона применения гидравлики – заметное снижение чувствительности управления. Работа гидравлики основана на простом принципе. ГУР обеспечивает оптимальное распределение усилия и давления на золотник и торсион. Нагнетание давления, рассчитанного системой управления гидроусилителем, обеспечивает плавный поворот колес автомобиля. При повороте руля гидравлическая жидкость впрыскивается в зону, соответствующую заданному направлению. После возвращения руля или при повороте в другом направлении изменяется ориентация нагнетания жидкости.
Рейка, оборудованная электроусилителем
Конструктивно во многом схожа с предыдущей моделью, за исключением электромотора, установленного вместо гидравлики. Применяются несколько вариантов размещения электромотора:
- Встроенный в колонку;
- Закрепленный на валу;
- Размещенный на зубчатой рейке.
Максимальными показателями безопасности отличается третий вариант, не требующий установки на валу. Электроусилителем оснащаются более дорогие модели машин. Отсутствие потенциально ненадежных сальников и шлангов существенно повышают уровень безопасности при эксплуатации автотранспорта.
Признаки неисправностей
Наиболее характерные неисправности рулевых реек:
- Деформационные изменения картера, иногда затрудняющие поворот колес;
- Поломка шестеренок, планетарной передачи или рейки;
- Разгерметизация корпуса, провоцирующая попадание влаги, грязи и пыли;
- Значительный износ деталей;
- Появление трещин, коррозии наконечников и рулевых тяг, а также нарушений геометрии.
Некоторые признаки, сигнализирующие о необходимости ремонта или о скором выходе рулевого механизма из строя:
- Появление стука на небольших неровностях и кочках, пропадающего при повороте руля в крайнее положение;
- Произвольные вращения рулевого колеса;
- Пропадание ощутимого усилия при обычном повороте руля;
- Рулевое колесо не возвращается в стандартное положение после завершения поворота;
- Появление пятен масла на пыльниках, утечка жидкости из гидроусилителя;
- Особо высокая чувствительность руля.
Внимательное отношение к первичным признакам помогает избежать появления серьезных нарушений, негативно влияющих на безопасность эксплуатации.