Что такое автомобильный кондиционер и признаки его выхода из строя
Автомобильный кондиционер – устройство, поддерживающее комфортный климат, убирающее посторонние запахи и лишнюю влагу в салоне авто. Для его работы используется мощность двигателя машины. Конденсатор расположен рядом с передним бампером и перед радиатором, а вода отводится напрямую под авто. Управление осуществляется через приборную панель или центральную консоль. Установка автокондиционеров началась с 1933 г и стоила очень дорого. Современные автомобили, укомплектованные этой опцией, производят по более доступной цене, а его работа стала более компьютеризированной. При максимально простой конструкции регулярно нужно производить ремонт автомобильных кондиционеров.
Как определить, что с кондиционером автомобиля что-то не так? Есть несколько основных признаков:
-
не включается;
-
перебои в работе;
-
плохое охлаждение воздуха;
-
нехарактерные звуки при его работе;
-
возникновение постороннего запаха в процессе работы;
-
масляные потеки на компрессоре.
Если Вы только покупаете автомобиль с пробегом, то сразу стоит проверить кондиционер, так как его ремонт приведет к дополнительным и существенным расходам. Для этого нужно прямо спросить у продавца о работоспособности данного устройства на момент продажи. Если ответы будут уклончивы или отрицательны, то нужно либо ехать в сервис и узнавать стоимость ремонта, либо требовать уступки в цене продаваемой машины.
Если Вас убеждают, что сейчас все работает исправно, то обязательно стоит это проверить. Хорошо, если температура на улице при этом будет выше 15 градусов.
Важно! Не опирайтесь на световую индикацию на кнопке кондиционера в салоне, она горит даже при неисправном устройстве.
После того как нажали на кнопку включения автокондиционера, должен раздаться щелчок под капотом, на некоторых моделях одновременно включаются дополнительные вентиляторы радиатора кондиционера. Если есть помощник, то нажимать на эту кнопку может он, а Вы под капотом рассматриваете компрессор. При включении прижимная пластина должна примагничиваться к шкиву. Дополнительно осмотрите пространство трубки, шланги, радиатор кондиционера.
После внешнего осмотра, нужно проверить, как действительно он охлаждает. Для этого при включенном кондиционере обхватите ладонью металлическую толстую трубку обратной магистрали. Через несколько секунд Вы должны почувствовать холод. Тонкая трубка от радиатора в салон должна быть теплой или немного горячей, если за нее невозможно взяться, то радиатор загрязнен или была перезаправка системы. Если изменений температуры трубок вы не заметили, значит нужно ехать в сервис.
Изменения температуры в салоне можно фиксировать электронным градусником, в дефлекторе. Хорошими показателями будет показатель ниже 10 градусов при максимальной мощности. При температуре на улице ниже -10, происходит сильное снижение давления хладагента, и проверка при отсутствии достаточного опыта затруднена.
При внешнем осмотре узлов системы охлаждения на них не должно быть масляных потеков. В противном случае- присутствуют утечки.
Почему не работает автокондиционер и как его починить?
Причин, по которым кондиционер в автомобиле выходит из строя может быть множество и далеко не всё можно починить самим. Рассмотрим самые основные проблемы, которые могут возникать в данном устройстве, а именно выход из строя:
-
конденсора. Определяется по снижению эффективности охлаждения и произвольному отключению охлаждающей системы. Необходимо прочистить радиатор кондиционера;
-
компрессора и муфты. Если имеется присутствие масляных потеков на корпусе, шумная работа, скрип ремня привода или полный отказ компрессора, а также снижение эффективности самого кондиционера. Возникает из-за износа компрессора или его привода, потери герметичности его уплотнителей и сальников, низкого уровня хладагента, засорения системы, использования не рекомендованных производителем расходных жидкостей, нарушений работы электроцепей. Требуется обращение в сервис для ремонта или замены вышедших из строя элементов. Самостоятельно можно попробовать заменить предохранитель, провести полный осмотр всех узлов охлаждающей системы, проверить утечку фреона ультрафиолетом. При наличии опыта произвести замену поврежденных элементов и долить, если нужно, хладагент. Спецсоставами можно устранить трещины на алюминиевых трубках системы, нанося в несколько слоев и дав время каждому слою высохнуть;
-
испарителя. Можно идентифицировать по воде и постороннему запаху при работающем кондиционере. Причиной становится непроходимости трубки, через которую сливается влага. Необходима прочистка воздуховода, испарителя, дренажных трубок и поддона спец средствами;
-
фильтра-осушителя. Характеризуется регулярными самопроизвольными отключениями компрессора, снижением эффективности и бесперебойности работы кондиционера, льдом на фильтре и его трубках. Причиной становится засорение ресивера или снижение эффективности элемента, ответственного за поглощение влаги. Должна производится замена неисправного элемента с последующим вакуумированием и заменой хладагента;
-
датчиков. Определяется по неравномерности работы и самопроизвольному отключению кондиционера. Возникает из-за сбоя в электронике или загрязнении датчика. Датчик не подлежит ремонту, поэтому необходима только замена;
- терморегулирующего вентиля. Работа кондиционера происходит по определенным циклам, поступление холодного воздуха происходит неравномерно, возникают незапланированные отключения, наледь на шлангах испарителя. Причинами могут быть: наличие в системе воздуха, воды или загрязнений, неисправности расширительного клапана, непрофессиональная регулировка. Требуется проведение грамотной регулировки, устранение наледи, замена неисправного элемента;
-
вентилятора. Определяется по значительному шуму во время работы кондиционера и отсутствию вращения лопастей. Причиной становится повреждение механического характера, проблемы в электроцепях, выход из строя подшипника. Необходимо произвести прозвон электроцепи и определить проблему, заменить вентилятор;
-
электрической и электронной части системы. Выявить достаточно сложно, поэтому необходимо обратиться к специалистам. Проблемы вызывает коррозия контактов, поломка переключателей и реле, механическое нарушение целостности проводов, проблемы с контактами, сбой в блоке управления.
Если опыта еще недостаточно, повреждения слишком серьезные или связаны с электроникой, то лучше обращаться в проверенные сервисные центры.
Полезные советы по уходу за кондиционером автомобиля
Для того, чтобы продлить срок службы кондиционера вашего автомобиля, нужно проводить профилактические мероприятия. Это сэкономит деньги и время на ремонт или посещение сервисов. Помогут Вам в этом следующие рекомендации:
-
профилактические регулярные включения кондиционера проводится вне зависимости от времени года (примерно на 15 минут дважды в неделю);
-
при использовании кондиционера зимой, сначала прогревается ТС;
-
когда Вы моете авто, то продувайте аккуратно и конденсатор;
-
заправку фреона лучше доверить специалистам сервиса;
-
ТО кондиционера нужно проводить каждую весну;
-
регулярно проводить осмотр узлов охлаждающей системы на наличие трещин и масляных потеков;
-
незамедлительно обращаться в сервис при сбоях или не характерном поведении в работе охлаждающей системы;
-
обязательно осуществлять промывку всей системы после любого вмешательства;
-
использовать для заправки и промывки системы только специальных и рекомендованных производителем средств;
-
при выходе из строя конденсатора, фильтра или терморегулирующего вентиля целесообразнее их замена на новые.
При правильном уходе и своевременном ремонте кондиционер будет служить долго и не потребует серьезных финансовых вложений.