Классификация масел по стандарту ACEA

Классификация моторных масел по ACEA принята Ассоциацией Европейских производителей автомобилей (Association des Constructeurs Européens d'Automobiles - франц.), в которую входят BMW Group, CNH Industrial, DAF, DAIMLER, Ferrari, FCA, Ford, HONDA, HYUNDAI, JAGUAR, LAND ROVER, PSA Group, RENAULT Group, TOYOTA, VOLKSWAGEN, VOLVO.

Первый стандарт ACEA появился в 1996 году и с тех пор постоянно обновлялся, появлялись новые классы, дополнялись новыми условиями прежние.

Стандарт делит моторные масла на классы по типу двигателя: A (бензиновые двигатели), B (легкие дизельные двигатели) и E (тяжело нагруженные дизельные двигатели).  

Цифровой параметр определяет категории в зависимости от эксплуатационных свойств моторных масел. На сегодняшний день, чем больше число, тем выше требования к маслам, тем они современнее и технологичнее. Исключение составляет класс A1/B1, который по сути определяет стандарт экономии топлива FE (Fuel Еconomy). С 2004 года отдельные классы (A1, A3, A5) и (B1, B3, B4, B5) были объединены в группы (A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5). Классы A2 и B2, которые до сих пор можно встретить на маркировке, были отменены ранее, в 2000 году. Кроме того, появилась новая категория С – универсальных масел для бензиновых и дизельных двигателей с катализатором отработанных газов. Последнее обновление требований стандарта ACEA прошло в 2023 году и выглядит следующим образом:

A/B – группа масел для бензиновых и дизельных двигателей, категории «High SAPS»

Масла с обычным содержанием SAPS (SA-сульфатной золы, P-фосфора и S-серы).

A1/B1 – масла с низкой вязкостью, сохраняющие высокую стабильность смазывающих свойств при высоких температурах. Класс, относящий моторное масло к категории энергосберегающих FE, то есть экономящих топливо, по сравнению с минеральными маслами. Обеспечивает увеличенные интервалы замены масла. В 2016 году класс исключен из списка.

A3/B3 – универсальные масла для бензиновых и дизельных двигателей, в том числе высокофорсированных, с высокими эксплуатационными свойствами, сохраняющими стабильность при повышенных температурах. Позволяет увеличивать интервалы замены масла, возможно круглогодичное использование и эксплуатация в тяжелых режимах работы.

A3/B4 – высокоэффективные масла для бензиновых и дизельных двигателей с непосредственным впрыском топлива, в том числе высокофорсированных. Также позволяет увеличивать межсервисный интервалы замены масла. Может использоваться вместо масел группы A3/B3.

A5/B5 – стабильные, сохраняющие свои характеристики масла, предназначенные для использования при увеличенных интервалах замены масла. Для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей и легких грузовиков, рассчитанных на применение низковязких масел с вязкостью HTHS от 2,9 до 3,5 мПа·с. Относятся к категории энергосберегающих масел FE.

A7/B7 – новый класс, появился в 2021 году. Определяет стабильные, сохраняющие свои качества моторные масла, предназначенные для применения при увеличенных интервалах замены масла. Для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей и легких грузовиков, рассчитанных на использование масел с низкой вязкостью HTHS от 2,9 до 3,5 мПа·с. По сравнению с A5/B5 обеспечивает защиту от преждевременного зажигания LSPI и износа турбированных бензиновых двигателей с непосредственным впрыском топлива, а также снижение отложений TCCD на турбокомпрессоре современных дизельных двигателей с непосредственным впрыском топлива. Также относятся к категории масел FE, экономящих топливо.

C - группа масел, совместимых с катализаторами и фильтрами твердых частиц DPF и GPF, категории «Low SAPS» 

Для бензиновых и дизельных двигателей, характеризуется пониженным содержанием SAPS (SA-сульфатной золы, P-фосфора и S-серы).

C1 – стабильные, сохраняющие свои свойства масла, предназначенные для использования в автомобилях, оснащенных сажевым фильтром DPF, либо трехкомпонентным катализатором TWC. Для высокопроизводительных бензиновых и дизельных двигателей, требующих масел с низким коэффициентом трения, низкой вязкостью, с минимумом HTHS 2,9 мПа·с и низким содержанием SAPS, не более 0,5%. Эти масла имеют наименьшие показатели сульфатной зольности и могут мыть не пригодны для использования на некоторых двигателях. В 2021 году класс удален из списка категорий группы C.

C2 – высокостабильные масла для использования в автомобилях, оснащенных сажевым фильтром DPF, либо трехкомпонентным катализатором TWC. Для высокопроизводительных бензиновых и дизельных двигателей, требующих масел с низким коэффициентом трения, низкой вязкостью, с минимумом HTHS 2,9 мПа·с и средним содержанием SAPS, не более 0,8%. Относятся к категории энергосберегающих масел FE, продлевают срок службы DPF и TWC.

C3 - высокостабильные масла для использования в автомобилях, оснащенных фильтром DPF, либо катализатором TWC. Для бензиновых и дизельных двигателей, требующих масел средней вязкости, с минимумом HTHS 3,5 мПа·с и среднего уровня SAPS, не более 0,8%. Увеличивают ресурс DPF и TWC.

C4 – высококачественные масла, сохраняющие свойства при высоких температурах для использования в автомобилях, оснащенных фильтром DPF, либо катализатором TWC. Для бензиновых и дизельных двигателей, требующих масел средней вязкости, с минимумом HTHS 3,5 мПа·с. Увеличивают срок службы DPF и TWC. Класс с самым низким на сегодняшний день содержанием SAPS, нижний предел содержания отсутствует.

C5 – высококачественные масла со средним уровнем SAPS для бензиновых и дизельных двигателей с увеличенным интервалом замены масел, оснащенных любой современной системой очистки выхлопных газов. Подходят для автомобилей, требующих масел с предельно низким уровнем вязкости HTHS 2,6–2,9 мПа·с. Относятся к энергосберегающим маслам категории FE.

C6 – высокостабильные при высоких температурах масла со средним содержанием SAPS. Для бензиновых и дизельных двигателей с любыми системами очистки выхлопных газов. Подходят для автомобилей, требующих масел с особенно низким уровнем вязкости HTHS 2,6 мПа·с. Позволяют экономить топливо и увеличивают интервал замены масла. По сравнению с классом C5 обеспечивает защиту от преждевременного зажигания LSPI и износа турбированных бензиновых двигателей с непосредственным впрыском топлива, а также снижение отложений TCCD на турбокомпрессоре современных дизельных двигателей с непосредственным впрыском топлива.

C7 – класс, утвержденный в 2023 году. Регламентирует еще более жесткие требования к современным маслам. Это высококачественные масла со средним содержанием SAPS, обеспечивающие еще более высокую топливную экономичность по сравнению с группой C6. Подходят для бензиновых и дизельных двигателей с любой системой очистки выхлопных газов и требующих использования низковязких масел с пределом HTHS не менее 2,3 мПа·с. Также, как С6 увеличивает интервалы замены масел.

Если посмотреть на эволюцию классов, то в первую очередь можно увидеть тренд, связанный с улучшением экологических параметров моторных масел. Появление группы масел C - Low SAPS этому подтверждение. Надо сказать, что понижение параметра SAPS, а именно, снижение концентрации фосфора и серы в моторном масле является довольно компромиссным решением. Ведь фосфор и сера  входят в состав многочисленных присадок, повышающих противоизносные, антиокислительные, моющие свойства масел. Иными словами - снижение содержания этих веществ говорит об уменьшении концентрации полезных для двигателя присадок в угоду экологичности. Все ради того, чтобы самые продвинутые системы очистки выхлопных газов DPF и TWC работали эффективно и максимально долго. Если ваш автомобиль не требует в обязательном порядке использования масел классов C1, C2, C3, C4, C5, C6, C7, то рациональнее будет использование масел группы A/B High SAPS

Содержание
  1. Как выбрать масляный фильтр
  2. Щетки стеклоочистителя: как правильно сделать выбор
  3. Виды тонировок автомобильных стекол
  4. Что лучше: всесезонные или зимние шины
  5. Какие дворники выбрать?
  6. Как проверить датчик коленвала
  7. Как правильно хранить автомобильные шины
  8. Последствия и причины перегрева двигателя автомобиля
  9. Как выбрать и когда менять моторное масло
  10. Как выбрать автомобильный глушитель
  11. Хит-парад проблем с «железным конем» зимой: способы решения
  12. Рулевая рейка
  13. Как выбрать свечи зажигания
  14. Причины, по которым плохо работает ручной тормоз в автомобиле
  15. Выбор водяных насосов
  16. Как выбрать инструмент для автомобиля
  17. Причины масложора
  18. Воздушный фильтр – важный компонент двигателя любого авто
  19. Как выбрать тормозные колодки для авто?
  20. Стойка стабилизатора
  21. Автомобильное сцепление: виды, принципы работы и ресурс механизма
  22. Взаимозаменяемость автозапчастей
  23. Особенности выбора новых автомобильных фар
  24. Почему дребезжит глушитель?
  25. Присадки для ГУР: лучшие производители, преимущества и недостатки
  26. Выбираем компрессор для подкачки шин: советы автовладельцев и специалистов шиномонтажа
  27. Разновидности охлаждающей жидкости, отличительные особенности и преимущества
  28. Основные неисправности аккумуляторов автомобилей
  29. Три лучших способа проверки датчика коленвала
  30. Откуда возникают поломки стартера
  31. Как понять, почему скрипят тормоза?
  32. Что такое привод и его виды?
  33. Как часто нужно проводить профилактику суппортов?
  34. Выбор масла по API
  35. Почему возникают пропуски зажигания?
  36. Что такое автомобильный кондиционер и признаки его выхода из строя
  37. Классы ACEA на 2023 год.
  38. Если в мороз машина не завелась, что делать и как поступить?