Как выбрать и когда менять моторное масло

Раньше, во время дефицита клиент не был озадачен, проблемой выбора. Сегодня ситуация другая, перед покупателем представлен огромный выбор товаров. Эта статья поможет вспомнить основы масловедения и определить «реперные» точки. В многообразии современных моторных масел помогут разобраться эксперты ЗР А. Шабанов и М. Колодочкин.

Какое масло выбрать?

Если кратко, то нужно выбирать моторное масло, которое рекомендует производитель автомобиля. Узнать о подобных рекомендациях можно из инструкции по эксплуатации. Основными характеристиками являются класс качества масла и группа вязкости. Любые рекомендации масленщиков имеют второстепенное значение.

Как определить вязкость?

Вязкость обозначена на упаковке масла самыми заметными цифрами – это классификация вязкости по SAE. О том, что масло всесезонное говорят две цифры, разделенные W. Именно всесезонные масла чаще всего и выпускаются. Первые цифры обозначают минимальную минусовую температуру, при которой можно запустить двигатель. Так, к примеру, масло 0W‑40 имеет нижний температурный порог —35ºС, а у масла 15W‑40 он равен —20ºС. Цифры после дефиса обозначают допустимый диапазон вязкости масла при 100 ºС.

Например, для «тридцатки» вязкость может меняться в пределах от 9,3 до 12,5 сСт, для «сороковки» он составляет – от 12,5 до 16,3 сСт. Если автопроизводитель допускает вариации (к примеру, 5W‑30 или 5W‑40), то для новых автомобилей лучше взять 5W‑30, это позволит немного сэкономить расход топлива.

Для машин постарше подойдет 5W‑40. Это связано с тем, что у новых машин двигатель не изношен, следовательно, нет зазоров, поэтому подшипники будут нормально работать и при низкой вязкости масла. В свою очередь при большом износе двигателя несущую способность компенсирует высокая вязкость масла.

Качество масла

Класс качества моторного масла обозначается буквами SM, SN, СJ или CF. Подобные обозначения качества соответствуют американской классификационной системе API. Этот индекс обозначения состоит из двух букв. Первая буква обозначает тип двигателя S (spark ignition) — двигатели на бензине, или C (compression ignition) — дизельные. 

Вторая буква (от A до N) это уровень эксплуатационных свойств. Обозначение «дробью» говорит о том, что это масло подходит для дизельных и бензиновых двигателей. Нужно помнить, что чем дальше от начала алфавита последняя буква обозначения, тем лучше масло. На сегодняшний день самым высококлассным маслом является SN/СF. Оно подходит для любого двигателя и может заменить любое другое масло.

А прочие буквы?

На упаковках можно увидеть и другие обозначения качества (например, АСЕА А3/В4), эта классификация производится согласно европейской системе ACEA. Зачастую европейская классификация полностью повторяет американскую API. Так, обозначения А3/В4 соответствуют индексам SN/CF. Также существуют японо-американская система классификации ILSAC, степень качества, введенная министерством обороны США - MIL-L, российский ГОСТ. 

Часто производители на упаковках сообщают о том, что их масло подходит для машин известных марок. Но необходимо уметь четко различать стиль этих обозначений. Надпись meets (или «соответствует») говорит о том, что это масло полностью соответствует требованиям определенного производителя автомобилей (к примеру, Meets: Porsche). Возможно, так оно и есть, но необходимо помнить, что это рекламный ход производителя масла, а вовсе не рекомендация концерна выпустившего автомобиль.

Надпись approved (одобрено, проверено) говорит о том, что автопроизводителем были проведены испытания данного масла, и он дал официальное разрешение заливать в двигатели своих авто это масло. На официальном сайте автопроизводителя легко найти подтверждение данного разрешения. Даже известные производители масла, часто чтобы избежать лишних затрат, получают разрешение автопроизводителей на одно масло, а на рекламных афишах говорят о том, что весь ассортимент производимого масло получил подобное одобрение. Поэтому лучше проверять каждую линейку отдельно.

Название

Какую марку выбрать? Специалисты советуют только те продукты, качество которых подтверждены нашими экспертизами. Часто отечественные производители масла применяют современные базовые масла и пакеты присадок, поэтому они находятся на уровне иностранных брендов. Но известные раскрученные бренда чаще подделываются. Поэтому в плане надежности лучше выбирать не слишком известные, но заведомо качественные марки.

От минералки до экзотики

Производитель чаще всего не указывает состав моторного масло, лишь отмечая, что масло минеральное, синтетическое или полусинтетическое. Но существуют еще полиалкиленгликолевые масла, эстеровые или эстеровые с добавлением микрокерамики (ЗР, 2014, № 12). Безопасны ли они? В выше названной статье говорилось о результатах испытаний экзотических моторных масел. Определили, что они предназначены для двигателей спортивных авто или же машин, эксплуатируемых в тяжелейших условиях, которые требуют от масла постоянных показателей, высоких энергосберегающих и защитных свойств.

Для обычных автомобилей на дорогах общего пользования лучше выбирать традиционные полусинтетические и синтетические масла. Это экономит финансы владельца, так как и экзотические и обычные масла нужно менять одинаково часто согласно рекомендациям производителя. Практически все современные моторные масла качества SN это синтетические масла, поэтому вопрос выбрать полусинтетику или синтетику не стоит. А минеральное выше класса SJ не найти.

Оригинальное масло

Как определить, что купленное масло не подделка? Маслопроизводители рекомендуют позвонить в офис компании и уточнить адреса ближайших магазинов, продающих оригинальную продукцию. Современная упаковка также маркируется проверочными QR- кодами и сложноповторяемыми голограммами. Определенной защитой от подделок могут служить металлические канистры. Подобноую упаковку используют компания ENEOS, IDEMITSU, TOYOTA, также аналогичную тару применяет немецкий Rolf.

В нашей стране пока нет предприятий, выпускающих высококачественную продукцию в таких канистрах. Так как организовать производство левой продукции в металлической таре непросто она и служит гарантией оригинальности. Информация на фирменные канистры наносят во время окрашивания не раскроенных листов, а фальсификаторам невыгодно возиться с подобными технологиями.

Что можно доливать?

Какое масло подлить, если в дороге его уровень снизился ниже допустимого? Лучше всего в машине всегда иметь запас масло, которое было залито в ходе ТО. Но если не иметь при себе запаса в качестве временного решения подойдет любое масло схожего класса качества. Так как все современные масла при сертификации проходят тесты на совместимость с наиболее популярными марками машин. Но, это только временная мера, при первой возможности масло лучше заменить. Тем более остаток масло, едва улавливаемый щупом, быстро теряет рабочие качества, что является угрозой для мотора.

Как часто менять масло?

Можно ли не придерживаться межсервисного интервала замены масла? Необходимо отметить, что заявления автопроизводителей о том, что их автомобиль может десятки тысяч километров проехать без замены масла является рекламным ходом. Ведь, как можно опираясь только на показания одометра и не учитывая реальные условия эксплуатации решать вопрос замены масла?

Не одинаковы потребности машин, которые ездят по степи, глотая пыль, застревают в пробках или же спокойно двигаются по пустым дорогам. Поэтому километраж это условно допустимая верхняя граница возможностей машины. Нужно учитывать, что условия эксплуатации в мегаполисе и в грязном бездорожье одинаково тяжелы и активно убивают масло. В таких условиях интервал замены должен быть сокращен в полтора-два раза.

Время от времени нужно оценивать реальное состояние, хотя бы опираясь на показания масляного щупа. Срочно нужно менять масло, если оно очень грязное и стекает как вода. Также есть простейшая капельная проба. Теплое масло с кончика щупа нужно капнуть на пористую бумагу (газета, фильтр от кофеварки). Если на листе капля разойдется на несколько концентрических кругов, можно дальше ездить. А если оно скомкалось в месте падения капли, и не стекает, его нужно срочно заменить. Сроки замены масла в среднем можно определить так: минералка - 5000–7000 км и синтетика - 10000–12000 км.

Можно ли залить масло для дизельного мотора в бензиновый?

Чуть ранее было сказано о том, что все современные моторные масла согласно маркировке являются универсальными. Встречаются и чисто дизельные масла, чаще всего это масла  для тяжелых грузовиков классов E по ACEA. Вот такие масла не рекомендуется заливать в бензиновые двигатели, исходя из совсем иной специфики работы дизельных двигателей грузовых автомобилей. Учитывая большой выбор современных универсальных масел, в общем случае, рекомендуется заливать чисто дизельное масло только в экстренных случаях.

Масло и экономия

Влияет ли масло на экономичность? Все современные масла классом выше SL относятся к энергосберегающим, другие виды масла в современные двигатели не заливаются. Еще лучше, искать масла с маркировкой FE (Fuel Economy), гарантированно отвечающих классу энергосберегающих. Среди масел различных производителей разница в эксплуатационном расходе составляет 2-3 %. Это не существенно. А вот если сравнивать подобную синтетику с минералкой 15W‑40 класса SJ, то тут экономия конечно окажется серьезной. Так, в некоторых режимах разница в расходе топлива может составить более 10 %.

Как поменять моторное масло?

Первым делом нужно слить старое масло, исключительно с горячего мотора, это займет время, нужно ждать пока струйка масла не превратится в редкие капли. Затем не закрывая сливное отверстие запустить двигатель. Он должен секунд 20-30 проработать на минимальных оборотах холостого хода, это позволит выдуть из системы смазывания остатки масла.

Подобный пуск безопасен для автомобиля. Теперь при условии, что мотор свежий, заливалось хорошее масло (именитая синтетика) и был соблюден межсервисный интервал, нужно закрутить пробку, сменить фильтр и залить свежее масло.

Если возникают сомнения в качестве масла, на котором эксплуатировался двигатель до замены, нужно залить масло для промывки и гонять мотор минут пять. Потом, слить промывку, залить примерно половину заправки свежего масла, на котором предполагается ездить и гонять еще несколько минут. Затем снова слить, сменить фильтр и залить свежее масло.

Содержание
  1. Как выбрать масляный фильтр
  2. Щетки стеклоочистителя: как правильно сделать выбор
  3. Виды тонировок автомобильных стекол
  4. Что лучше: всесезонные или зимние шины
  5. Какие дворники выбрать?
  6. Как проверить датчик коленвала
  7. Как правильно хранить автомобильные шины
  8. Последствия и причины перегрева двигателя автомобиля
  9. Как выбрать и когда менять моторное масло
  10. Как выбрать автомобильный глушитель
  11. Хит-парад проблем с «железным конем» зимой: способы решения
  12. Рулевая рейка
  13. Как выбрать свечи зажигания
  14. Причины, по которым плохо работает ручной тормоз в автомобиле
  15. Выбор водяных насосов
  16. Как выбрать инструмент для автомобиля
  17. Причины масложора
  18. Воздушный фильтр – важный компонент двигателя любого авто
  19. Как выбрать тормозные колодки для авто?
  20. Стойка стабилизатора
  21. Автомобильное сцепление: виды, принципы работы и ресурс механизма
  22. Взаимозаменяемость автозапчастей
  23. Особенности выбора новых автомобильных фар
  24. Почему дребезжит глушитель?
  25. Присадки для ГУР: лучшие производители, преимущества и недостатки
  26. Выбираем компрессор для подкачки шин: советы автовладельцев и специалистов шиномонтажа
  27. Разновидности охлаждающей жидкости, отличительные особенности и преимущества
  28. Основные неисправности аккумуляторов автомобилей
  29. Три лучших способа проверки датчика коленвала
  30. Откуда возникают поломки стартера
  31. Как понять, почему скрипят тормоза?
  32. Что такое привод и его виды?
  33. Как часто нужно проводить профилактику суппортов?
  34. Выбор масла по API
  35. Почему возникают пропуски зажигания?
  36. Что такое автомобильный кондиционер и признаки его выхода из строя
  37. Классы ACEA на 2023 год.
  38. Если в мороз машина не завелась, что делать и как поступить?