Как проверить датчик детонации (ДД) мультиметром

Датчик детонации в автомобиле – одна из важных частей системы управления двигателем, сигналы которой нельзя игнорировать. Своевременная диагностика поможет избежать ухудшения динамики автомобиля и увеличения расхода топлива.

Детонация, ее причины и для чего нужен датчик детонации в автомобиле? 

Датчик детонации Bosch

ДВС работает на сжигании смеси топлива с воздухом. В норме возгорание идет со скоростью 30-50 м/с, но если она увеличивается примерно до 2000 м/с, то происходит взрыв или детонация. Последовательность процессов возгорания нарушается из-за повышенного давления и температуре. Наличие детонации сопровождается характерным звуком «стучащих пальцев». Его издают стенки камеры сгорания.

Если выключить зажигание, но мотор продолжает вращение, порой в другую сторону – этот процесс называется калильное зажигание, его иногда путают с детонацией. Это происходит при самовозгорании смеси от нагретых деталей. К возникновению данного эффекта может привести и детонация в запущенном состоянии, если она регулярно перегревает мотор.

Хотя современные моторы функционируют близко к детонации, при игнорировании, она своими огромными ударными нагрузками на детали ЦПГ способна повредить поршни, кольца и даже сам блок.

Причин возникновения данного эффекта множество. Самыми распространенными являются:

  • некачественный или неподходящий бензин;

  • нагар на контактирующих с горящей смесью деталях;

  • бедность смеси;

  • перегрев мотора;

  • эксплуатация автомобиля на слишком низких оборотах при высокой нагрузке.

Датчик детонации подобно микрофону, улавливает, контролирует степень детонации во время использования бензинового ДВС и, преобразуя механические колебания в электрические импульсы, вынуждает электронный блок управления (ЭБУ) менять режимы для сохранения работоспособности ДВС. На современных машинах его поломка приводит к тому, что ЭБУ устанавливает, в целях безопасности для мотора, позднее зажигание и авто начинает потреблять больше топлива при худшей динамике.

Принцип работы датчика детонации

Существуют 2 типа датчиков детонации, и они не являются взаимозаменяемыми из-за разного принципа работы:

  1. резонансные – выявление основано на замере частоты. При достижении ею заданного значения на контроллер посредством пьезоэлемента подается сигнал. По форме бочонок с 1 контактом; 

  2. широкополосные настроены на передачу всех обнаруженных шумов ЭБУ, который, после анализа, определяет принадлежность звука процессу детонации. Внешне как кольцо с контактом на 2 пина.

Способы диагностики, их плюсы и минусы

При выявлении проблем датчиком загорится индикатор Check Engine. Случается, что датчик только зафиксировал скачок выходного напряжения, но не вернулся сразу к своим изначальным показателям. В этом случае ЭБУ признает датчик исправным и не включает предупреждающую индикацию. Основываясь на его показателях, ЭБУ выставит угол зажигания в наиболее поздний режим. Увеличится потребление топлива, динамика ухудшится, мотор будет с трудом заводиться, особенно зимой. Если возникли подозрения, то датчик стоит продиагностировать.

На четырехцилиндровом двигателе датчик детонации один, обычно располагается ровно посередине блока между 2 и 3 цилиндрами, немного ниже впускного коллектора. Благодаря такому местоположению прослушиваются все четыре цилиндра. На шестицилиндровом моторе датчика — два, на восьми- и двенадцати цилиндровых — четыре. По этой причине надо обратить внимание, от какого из них поступает ошибка. Подробности указаны в инструкции к конкретному двигателю.

Для проведения диагностики есть несколько способов:

  • подключение диагностического сканера и расшифровка ошибки. Однако такое сложное и дорогостоящее оборудование есть далеко не у всех;

  • после снятия датчика можно подключить мультиметр, выставить предел измерений на мВ. К корпусу датчика приложить «минус», а «плюс» совместить с контактом управления. Для проверки работы пьезоэлемента необходимо придать датчику достаточное ускорение, например, постучать им или по нему. Должны отразиться небольшие значения 30 - 150 мВ. Далее необходимо ударить сильнее и проследить за скачкообразным изменением напряжения, если оно произошло – значит, датчик исправен и наоборот;

  • также можно использовать отвертку (или любой прочный круглый пруток), поместить ее в отверстие в центре датчика и дать усилие на излом (не переусердствовать – корпус из пластика). При этом мультиметр без давления должен показывать 0, а при его наличии до 30 мВ;

  • без демонтажа - можно снять разъем и подключиться мультиметром к контактам датчика. Используя подходящий инструмент, оказать давление либо постучать чем-то твердым возле места крепления датчика. Показатели напряжения должны меняться. Если изменений нет – вероятно датчик сломан, но лучше провести дополнительную проверку прежде чем менять его;

  • для проверки резонансного необходимо соединить выходной контакт с одним выводом мультиметра, а корпус со вторым. Чем-то массивным необходимо стукнуть по корпусу датчика и проследить за скачком напряжения посредством мультиметра;

  • можно проверить сопротивление датчика с помощью мультиметра в режиме омметра. Однако потребуется знать точное значение сопротивления датчика вашего авто. Также (предварительно отключив разъем ЭБУ) можно прозвонить всю проводку датчика без его демонтажа;

  • использование штекера ЭБУ. Данный вариант более трудоемок, он требует наличие электрической схемы с описанием контактов. От разъема ЭБУ необходимо отключить минус аккумулятора. Для измерения сигнала от датчика и проверки целостности цепи, колодку снимают с блока управления. Соединить щупы мультиметра с двумя пинами отвечающими за датчик детонации. Выставив предел измерения на 200мВ постоянного тока, стучим рядом с датчиком и наблюдаем за изменениями показаний. Плюсом служит дополнительная проверка целостности проводки, так как если изменяется напряжение, то проводка от ЭБУ к датчику точно не повреждена и контакты в порядке.

Все эти методы позволяют оценить только работоспособность датчика, но не качество выдаваемого сигнала. Замер динамики изменения сопротивления часто ставят в приоритет по причине того, что мультиметром легче зафиксировать этот параметр. Однако всегда можно выполнить сначала один тест, а потом второй.

Проверка датчика детонации мультиметром

Осциллограмма датчика детонации

Особняком стоит способ диагностика осциллографом. Для проверки датчик обязательно необходимо снимать, т.к. оборудование настольное. Оба щупа осциллографа соединяем с выводами датчика, выставляем режим для изучения формы амплитуды приходящего сигнала. В спокойном состоянии на осциллограмме будет показана прямая линия, а при слабых ударах по датчику – появятся искривления. При усилении ударов – усиливается амплитуда искривления линии. Важно, чтобы изменения линии были кратковременным, а потом она вновь становилась прямой. Если амплитуда не меняется – вероятно, датчик не работает.

Важно не только наличие сигнала, но и его форма. В норме отработка датчика должна выглядеть так: толстый шип с единственным острым концом и гладкими боками (фронт сигнала). Если всплесков несколько, кромка с зазубринами, то, вероятно, в датчике изношен пьезоэлемент. Лучшее решение – покупка нового.

Что же делать, если датчик рабочий, но некоторые ошибки он не показывает? Прежде всего, необходимо проверить проводку, устранить неестественные посторонние шумы (цоканье гидрокомпенсаторов, «дизеление», трески фазовращателей, стук цепного ГРМ).

Замена датчика детонации

При выявлении неисправности необходимо купить новый датчик, либо обратиться к специалисту для ремонта или подбора аналога. Сейчас часто устанавливают на иномарки датчики от ВАЗ с припайкой нужного сопротивления. Но стоят датчики не так дорого и лучше не рисковать, а заменить данный элемент на новый.

 
Содержание
  1. Что лучше: всесезонные или зимние шины
  2. Виды тонировок автомобильных стекол
  3. Как правильно хранить автомобильные шины
  4. Какие дворники выбрать?
  5. Щетки стеклоочистителя: как правильно сделать выбор
  6. Последствия и причины перегрева двигателя автомобиля
  7. Как выбрать и когда менять моторное масло
  8. Как проверить датчик коленвала
  9. Как выбрать свечи зажигания
  10. Причины, по которым плохо работает ручной тормоз в автомобиле
  11. Как выбрать масляный фильтр
  12. Если в мороз машина не завелась, что делать и как поступить?
  13. Как выбрать автомобильный глушитель
  14. Рулевая рейка
  15. Хит-парад проблем с «железным конем» зимой: способы решения
  16. Как выбрать инструмент для автомобиля
  17. Особенности выбора новых автомобильных фар
  18. Взаимозаменяемость автозапчастей
  19. Причины масложора
  20. Как выбрать тормозные колодки для авто?
  21. Стойка стабилизатора
  22. Почему дребезжит глушитель?
  23. Присадки для ГУР: лучшие производители, преимущества и недостатки
  24. Выбираем компрессор для подкачки шин: советы автовладельцев и специалистов шиномонтажа
  25. Воздушный фильтр – важный компонент двигателя любого авто
  26. Автомобильное сцепление: виды, принципы работы и ресурс механизма
  27. Выбор водяных насосов
  28. Разновидности охлаждающей жидкости, отличительные особенности и преимущества
  29. Основные неисправности аккумуляторов автомобилей
  30. Три лучших способа проверки датчика коленвала
  31. Откуда возникают поломки стартера
  32. Как понять, почему скрипят тормоза?
  33. Что такое привод и его виды?
  34. Как часто нужно проводить профилактику суппортов?
  35. Что такое автомобильный кондиционер и признаки его выхода из строя
  36. Почему возникают пропуски зажигания?