Датчик абсолютного давления передает в электронный блок управления данные, необходимые для расчета параметров топливной смеси. Датчик абсолютного давления определяет количество вакуума во впускном коллекторе.
Датчик абсолютного давления – зачем он нужен
ДАД входит в набор сенсоров, при помощи которых ЭБУ определяет загруженность мотора и регулирует параметры его работы. Он служит для замера давления во впускном коллекторе двигателя. Часто Вам может встретиться английское обозначение: MAP — Manifold absolute pressure sensor.
Без корректной работы означенного агрегата невозможно нормальное функционирование многих систем автомобиля. ЭБУ не сможет верно подготовить топливную смесь, из-за чего возможны детонация в двигателе, повышенное потребление топлива и рост содержания соединений углерода выбрасываемых в атмосферу. Во время остановки с включенным двигателем обороты могут быть повышены, а при езде они будут «плавать». Это негативно сказывается на динамике автомобиля. Неисправный ДАД подлежит замене.
Местоположение сенсора различно в зависимости от производителя авто и его модели. Он может располагаться как на внутренней части подкапотного пространства, так и на самом впускном коллекторе. Присоединение через подводной шланг или напрямую на корпус коллектора. Последний вариант чаще используется для турбированных моторов.
Принцип действия
Как следует из названия агрегата сенсор измеряет абсолютное давление во впускном коллекторе по отношению к низкому внутри прибора, насколько возможно приближенному к вакууму. Существуют варианты измерителя, которые сравнивают параметр воздуха с атмосферным, но в автотранспорте они практически не применяются.
При заглушенном моторе внутреннее напряжение воздуха во впускном коллекторе соответствует внешнему. При пуске мотора ходом поршней и движением дроссельной заслонки в объеме коллектора создается разряжение. Если дроссель открыть целиком, то работа мотора практически не создает вакуум, и параметры воздуха на впуске соответствует атмосфере.
Сейчас наиболее распространены сенсоры на основе микроэлектромеханических систем (МЭМС). Они сочетают в себе измерительную часть на основе микроэлектроники, которая жестко соединена с диафрагмой – это подвижная механическая часть. За счет считывания движений мембраны осуществляются измерения.
Конструкция у различных агрегатов может несущественно отличаться, но общий принцип одинаков. Внутри расположена капсула, из которой максимально откачан воздух, чтобы создать разряжение в 5-10 раз, и дальше от нее отсчитываются параметры впуска. Капсула прикрыта мембраной, на которой закреплены полупроводниковые пьезорезисторы – электронные элементы, величина сопротивления которых зависит от растяжения или сжатия корпуса.
В зависимости от количества воздуха на впуске, мембрана прибора изгибается больше или меньше, что регистрируется электронной схемой внутри сенсора и данные передаются на ЭБУ автомобиля. Чем сильнее изгибается мембрана, тем выше ток создается на контактах сенсора. График соответствия тока от давления у каждого прибора свой, и в электронике автомобиля внесены эти параметры.
Снаружи агрегат заключен в прочный кожух из пластика или металла, к которому идет трубка с уплотнением для присоединения к воздушной системе (используются типы и с прямым подключением к корпусу), а также - разъем для присоединения к ЭБУ. Расположен MAP обычно вблизи воздушной системы.
Разновидности датчиков абсолютного давления
ДАД классифицируются по типу выходного сигнала и места применения.
Сигнал на выходе прибора может быть аналоговым либо цифровым. В первом случае сигнал без обработки поступает напрямую в ЭБУ, где уже проходит все преобразования. В настоящее время уже практически не используется.
В случае цифрового сигнала преобразование происходит внутри прибора специальной электронной схемой. Большинство блоков управления современных автомобилей способны правильно воспринимать данный сигнал.
Отдельно существую T-MAP-датчики, которые включают в себя еще и терморезистор, благодаря чему могут измерять не только давление, но и температуру воздуха, поступающего в цилиндры. Имея больше параметров, можно создать более сложные алгоритмы управления двигателем. За счет чего повышается мощность, экономится топливо и улучшается динамика движения авто.
Для атмосферных двигателей необходимы ДАД рассчитанные на измерение в пределах 0-1 атмосферы, для турбированных – 0-2 и более. Встречаются приборы, способные измерять до 5-6 бар – обычно их применяют в пневмосистемах машин.
Подбор и замена датчика на впускном коллекторе
Заподозрить неисправность ДАД можно по нескольким отклонениям в работе систем автомобиля. Это может быть как перебои в работе двигателя: повышенные обороты на холостом ходу либо их нестабильность при движении – это сказывается на плавности езды. Проблемы с системой выхлопа могут проявиться в виде повышенной дымности либо увеличенном уровне шума или вибрации. Также расход топлива может возрасти. При выявлении описанных проблем следует произвести проверку сенсора MAP. Если он неисправен, то произвести замену.
Самостоятельная проверка неисправности
Прежде чем проверять сам ДАД, необходимо убедиться в целостности всей системы, что нет подсоса воздуха в системе, а подводная трубка не имеет заломов и трещин.
Для проверки аналогового варианта прибора можно применить обычный мультиметр или осциллограф. Нагнетая воздух через насос или шприц с трубкой, необходимо наблюдать за изменениями напряжения и сравнивать его с эталонным графиком.
Если же ДАД цифровой, то мультиметр необходим с поддержкой измерения частоты, либо осциллограф. Необходимо соединить щупы осциллографа с выводами сигнальным выводом и заземлением.
Начиная с 1996 года автомобили оснащаются шиной передачи данных OBD II. Подключив к ней диагностический сканер, можно считать ошибки. За MAP сенсор отвечают коды с P0105 по P0109. Через этот же протокол можно получить показания от ДАД в реальном времени, и сравнить их с атмосферным давлением, полученным от метеозондов. Также можно считать значение выхода напряжения и соотнести с заявленными производителем параметрами. Суть в том, чтобы отметить быстрое и резкое изменение сигнала от MAP сенсора, когда дроссель на холостом ходу открывается и закрывается. Если показатель не меняется, то возможно повреждена проводка или датчик.
При выявлении неисправности следует заменять датчик на того же типа и модели, что и был установлен ранее. Выбрать его можно по каталогам, в которых будут предложены и альтернативы от других производителей, например если выпуск изначальной модели был прекращен. Следует не забывать, что для атмосферных и турбированных двигателей необходимы разные агрегаты.
Для самой процедуры замены следует выполнить несколько простых шагов:
- заглушить двигатель и отключить клеммы аккумулятора.
- Отсоединить от корпуса прибора электрический разъем и патрубок, идущий к воздуховоду (при его наличии).
- Открутить сам датчик от места его крепления.
- Установить новый датчик, не забыв нанести уплотнительные прокладки, если они требуются. И подсоединить всё отключенное.
После установки, возможно, потребуется калибровка ЭБУ. Но в большинстве случаев автомобиль сразу начнет работать в штатном режиме.