Если у авто ухудшилось управление или руль при повороте работает с большой задержкой – нужно менять сайлентблоки. Но не все знают, где они находятся и как их менять. Признаки неисправности диагностируются самостоятельно или в сервисе.
Что такое сайлентблоки, где находятся и когда их менять?
Сайлентблоки – шарниры из резины и металла предназначенные для соединения деталей подвески и гашения колебаний и вибраций, идущих на кузов авто.
Сайлентблок состоит из:
-
наружной металлической втулки;
-
внутренней втулки с отверстием;
-
рабочей части из резины или другого эластичного материала, которая с помощью вулканизации или приклеивания соединяет обе втулки.
Данные детали испытывают колоссальные нагрузки и устанавливаются на передней и задней подвесках. Спереди ими крепятся рычаги, стабилизатор поперечной тяги, реактивные тяги. Сзади – могут устанавливаться на продольных и поперечных рычагах, в амортизаторах, там , где торсионная балка крепится к кузову. На разных автомобилях подвеска отличается по конструкции, поэтому и количество сайлентблоков будет разное, но в среднем их около 10 пар.
Первыми признаками того, что необходимо заменять сайлентблоки являются:
-
появление стуков и скрипов подвески (проблема сайлентблоков на стойках);
-
езда в автомобиле становится некомфортной;
-
на поворотах машина теряет устойчивость и начинает раскачиваться (износ сайлентблоков стоек поперечного стабилизатора);
-
ухудшение удержания в полосе, тряска кузова вбок (выход из строя сайлентблоков задней балки);
-
шины на одной оси изнашиваются по-разному (износ сайлентблоков на поперечных рычагах подвески);
-
во время торможения снижается контроль над автомобилем (износ сайлентблоков передних рычагов);
-
замедляется поворот руля;
-
рывки при запуске и торможении (проблема сайлентблоков подрамника, двигателя или КПП);
-
усиление уклона во время езды по неровному дорожному покрытию (износ сайлентблоков стоек поперечного стабилизатора);
-
заднюю часть автомобиля заносит при обгонах, перестроениях, боковом ветре (износ сайлентблоков задней балки);
-
слышны звуки со стороны капота (износ сайлентблоков подрамника);
-
вибрации на руле (проблема с сайлентблоками передних рычагов);
-
перетирание проводов, трубок и шлангов рядом с подрамником (износ сайлентблока подрамника);
-
перетирание проводов, трубок и шлангов рядом с точками крепления рамы и кузова (износ сайлентблоков рамы).
Как проверить и заменить сайлентблок?
Срок службы сайлентблока до 100 000 км пробега при хорошем дорожном покрытии и до 50 000 км при плохом. Если езда была аккуратной, то срок эксплуатации можно продлить. Для того чтобы убедиться в выходе из строя данной детали авто, необходимо либо обратиться в сервис, либо провести диагностику самостоятельно. В любом случае необходимо:
-
на яме или эстакаде очистить от загрязнений предполагаемо проблемный сайлентблок,
-
осмотреть его и сравнить с тем, как выглядит новая деталь. Резиновая часть должна быть целой, нужно обратить внимание на искривление развала/схождения. Положение рычагов будет искривлено при разрыве сайлентблоков;
-
в сайлентблоках не должно быть люфта, иначе они становятся непригодны к использованию. Можно монтировкой попробовать раскачать составные элементы подвески с шарнирами. Если рычаги сильно колеблются или слышен стук, то сайлентблок требует замены. При деформировании шарнира появляется промежуток между втулкой и резиновой частью - также необходима замена;
-
раскачать машину стоя в дверном проеме авто с помощью помощника и проверить наличие щелей и трещин в шарнире. Важно, чтобы при этом центральная часть сайлентблока на болте оставалась неподвижной;
-
внимательно слушать посторонние звуки в авто и проверять те места, откуда они доносятся;
-
проверить стабилизатор и его стойки с помощью двух помощников, раскачивая авто в разные стороны из положения стоя на порогах. При большой амплитуде хода стабилизатора или его стоек – шарниры стабилизатора требуют замены;
-
проверка шарниров на задних стойках осуществляется раскачкой на яме задней части автомобиля вверх-вниз с помощью помощника. Обращайте внимание на нижние крепления стоек в проушинах рычагов или балки. Не должно быть сильных проседаний центральной втулки, трещин и зазоров в ней;
-
при наличии у автомобиля зависимой или полунезависимой задней подвески выводим на домкрате/подъемнике заднюю ось и качаем колеса с обеих сторон в продольном направлении. Большая амплитуда движения колеса и сайлентблока балки свидетельствует о необходимости замены шарнира;
-
для проверки шарнира подрамника – вывешиваем переднюю часть машины, разгружаем подвеску, и следим за степенью проседания резины креплений подрамника. В данном случае для точной диагностики возможно будет необходимость в частичной разборке;
-
заменить парные шарниры, даже при выходе из строя только одного из пары. Для замены на компактных съемных деталях понадобятся: инструмент для демонтажа, для запрессовки новых деталей, новые запчасти для замены, пресс и оправки. Для замены на габаритных элементах используются специальные съемники. Также потребуется мыло для улучшения скольжения на резинках и посадочных отверстиях. При отсутствии необходимого оснащения для замены лучше сразу обратиться на СТО. Если замена невозможна или очень трудоемка (например, на стойках стабилизатора, алюминиевых рычагах, опорах мотора и КПП), то лучшим вариантом будет покупка новой заводской детали в сборе с сайлентблоками;
-
после замены сайлентблоков в подвеске на новые нужно восстановить углы схождения и развала колес.
При покупке для замены новых сайлентблоков выбирают обычно между полиуретановыми или резиновыми. Лучше, долговечнее, но и дороже будет первый вариант. Они улучшают управляемость автомобиля, снижают нежелательные деформации в подвеске и устраняют эффект “выжимания”, которым обладают резиновые детали. При правильной установке будет ниже уровень шума, вибрация и ощущение ударов.
Причины выхода из строя и последствия несвоевременной замены сайлентблоков в автомобиле
Выход из строя или неправильная работа шарниров может быть связан с разными причинами, среди них можно выделить: плохое дорожное покрытие, неаккуратное вождение, недотянутый крепеж, неправильное положение затяжки без нагрузки, загрязнение резины данной детали, отслоение резины от металла втулок. И если в более простых случаях достаточно просто отрегулировать степень затяжки или почистить резину, то в других требуется обязательная замена шарнира.
Если вы решите заменить неисправный сайлентблок не сразу, то ваш автомобиль будет продолжать ездить, однако при длительной эксплуатации могут возникать более существенные поломки и увеличивается вероятность попадания в ДТП. Это возникает из-за ухудшения управляемости авто, увеличения износа связанных с шарнирами деталей, в том числе шин.
Машина может в любой момент потерять управление, так как изменяются углы установки колес. А если неисправные сайлентблоки разрушат посадочные места крепления шарниров, то весь передний рычаг подвески в сборе придется менять. О комфортности езды при постоянных стуках и рывках машины придется вообще забыть. Поэтому очень важно своевременно диагностировать и устранять проблему.